Some effects of a modern university educational environment informatization
Open Education
View Archive InfoField | Value | |
Title |
Some effects of a modern university educational environment informatization
Некоторые эффекты информатизации образовательной среды современного вуза |
|
Creator |
T. Noskova N.; Herzen State Pedagogical University of Russia
T. Pavlova B.; Herzen State Pedagogical University of Russia O. Yakovleva V.; Herzen State Pedagogical University of Russia Т. Носкова Н.; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Т. Павлова Б.; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена О. Яковлева В.; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена |
|
Subject |
electronic information educational environment;information-rich environment;openness;cooperation;individualization of learning
электронная информационная образовательная среда;информационная насыщенность среды;открытость;сотрудничество;индивидуализация обучения |
|
Description |
The paper analyzes the effects that occur in the process of the educational environment informatization. The following effects were analyzed: information richness, openness, individualization of learning and collaboration. Examples of educational practice, illustrating the significant changes of the university educational environment associated with the manifestation of these effects, are presented. The aim of the pilot study carried out in Herzen University was to identify the attitude to the listed effects of teachers and students who are using information and communication technology in the educational interactions. The leading method of study were a series of surveys addressed to teachers and students. Groups of questions were related to basic information effects, manifested in the educational environment of the university. The total number of the survey participants is 200 students (bachelors and masters) and 100 teachers, most actively using electronic environment for research, education and professional activities. Qualitative and quantitative analysis of the results showed that information richness, spatial and temporal freedom of educational interactions are demanded by students, but at the same time, the data indicated a lack of systematic pedagogical support for the information and educational activities of students. A large part of students show a high autonomy in the information educational environment, but also demands implementing individualized information and communication educational request. Students and teachers are actively using a variety of information and communication opportunities of the electronic environment, but students’ activeness in the electronic environment is largely determined by the recommendations of teachers, rather than by a free choice of educational opportunities. The participants of the educational environment acquire a significant degree of freedom in relation to the time and place of interaction with educational resources, but evidence suggests that educational activities in the electronic environment is not sufficiently focused on expanding the range of educational opportunities and preparing students for continual self-improvement of knowledge and skills. As the conclusions, we note the need to improve both the corporate strategy of the university electronic environment development and the competences of educational interactions in the extended information and communication space. This will reveal the full potential of e-learning environment and provide greater guarantees for obtaining high-quality educational outcomes. For teachers are in demand special competences, providing the possibility of forming a diverse and adaptive media environment for saturated solution of educational problems in accordance with university policies, introduction of e-learning and global education trends. For students, come to the fore the competences which help to improve their information culture and individual requests for the use of a variety of educational opportunities available in the electronic space. These ideas are fully consistent with the demanded by modern society the lifelong learning strategy.
В статье анализируются эффекты, возникающие в процессе информатизации образовательной среды. Рассмотрены следующие эффекты: информационная насыщенность, открытость, индивидуализация обучения и сотрудничество. Приведены примеры из образовательной практики, иллюстрирующие существенные изменения образовательной среды вуза, связанные с проявлением данных эффектов. Целью экспериментального исследования, проведенного в РГПУ им. А.И. Герцена, являлось выявление отношения к данным эффектам преподавателей и студентов, использующих информационные и коммуникационные технологии в образовательном взаимодействии. Ведущим методом исследования выступали серии опросов, адресованных преподавателям и студентам. Группы вопросов соотносились с основными эффектами информатизации, проявляющимися в образовательной среде вуза. Всего в опросах приняли участие 200 студентов (бакалавры и магистры) и 100 преподавателей, наиболее активно использующих возможности электронной научно-образовательной среды в своей профессиональной деятельности. Качественный и количественный анализ полученных результатов показал, что информационная насыщенность, пространственно-временная свобода образовательного взаимодействия востребованы студентами, но в то же время данные свидетельствуют о недостаточно систематизированном педагогическом сопровождении информационной образовательной деятельности студентов. Значительная часть студентов проявляет высокую самостоятельность в информационной образовательной среде, но также ожидает возможности реализовать индивидуализированный информационный и коммуникационный образовательный запрос. Студенты и преподаватели активно используют разнообразные информационные и коммуникационные возможности сетевой образовательной среды, но активность студентов в электронном образовательном пространстве в значительной степени определяется рекомендациями преподавателей, а не свободным выбором образовательных возможностей. Субъекты образовательной среды приобретают значительную степень свободы в отношении места и времени взаимодействия с образовательными ресурсами, но данные свидетельствуют о том, что педагогическая деятельность в электронной среде в недостаточной степени сконцентрирована на расширении спектра образовательных возможностей и подготовке студентов к постоянному самостоятельному совершенствованию знаний и компетенций. В качестве выводов отмечено, что для более полного раскрытия потенциала электронной образовательной среды и обеспечения больших гарантий получения качественных образовательных результатов, необходимо совершенствовать как корпоративные стратегии развития информационной среды вуза и внедрения электронного обучения, так и компетенции субъектов образовательного взаимодействия в расширенном информационном и коммуникационном пространстве. Для преподавателей становятся востребованными особые компетенции, обеспечивающие возможность формирования разнообразной и адаптивной медиа насыщенной среды решения учебных задач в соответствии с вузовскими стратегиями внедрения электронного обучения и мировыми трендами образования. Для обучающихся, студентов, на первый план выходят компетенции, обеспечивающие повышение уровня их информационной культуры и осознание индивидуального запроса относительно использования разнообразных образовательных возможностей, доступных в электронном пространстве. Данные идеи полностью согласованы с востребованной современным обществом стратегией непрерывного образования. |
|
Publisher |
Plekhanov Russian University of Economics
|
|
Contributor |
—
— |
|
Date |
2016-07-10
|
|
Type |
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion — — |
|
Format |
application/pdf
|
|
Identifier |
http://openedu.rea.ru/jour/article/view/269
10.21686/1818-4243-2016-3-24-30 |
|
Source |
Open Education; № 3 (2016); 24-30
Открытое образование; № 3 (2016); 24-30 2079-5939 1818-4243 10.21686/1818-4243-2016-3 |
|
Language |
rus
|
|
Relation |
http://openedu.rea.ru/jour/article/view/269/269
|
|
Rights |
Authors who publish with this journal agree to the following terms:Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие в данном журнале, соглашаются со следующим:Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договорённости, касающиеся не-эксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге), со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access). |
|