The First Historian of Russian Philosophy: Archimandrite Gavriil and His Time
Almanac “Essays on Conservatism”
View Archive InfoField | Value | |
Title |
The First Historian of Russian Philosophy: Archimandrite Gavriil and His Time
Первый историк русской философии: архимандрит Гавриил и его время (фрагмент) |
|
Creator |
Vasily Vanchugov V.; Lomonosov Moscow State University
Василий Ванчугов Викторович; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова |
|
Subject |
—
история философии; историография; история; любомудрие; отчизноведение; университет; образование; духовно-академическая философия; религия; духовенство; патриотизм; «официальная народность»; идеология; политика; History of Philosophy; Historiography; History of Wisdom; Russian Studies; University; Education; Spiritual and Academic Philosophy; Religion; Clergy; Patriotism; “Official Nationality”; Ideology; Politics |
|
Description |
In the first half of the 19th century the society was aware of the importance of the idea of “the history of philosophy in Russia”, but no one was ready to write such a history, though for several years already both secular and spiritual authorities urged the academic community to act on the basis of “conservative principles”, and atmosphere of patriotism and motherland loving was clearly felt in the state establishments, presuming that our country can and shall have everything of its own, native distinctive and special. Only Archimandrite Gabriel, Kazan university professor, head of the department of theology and philosophy, was able to accomplish the project of national importance and write the first history of Russian philosophy. He was not content to stay within only the clerical and academic sphere or university philosophy, but based his choice of material on the “special spiritual state” resulting from religiousness and seeking higher essence with human mind, thus turning to various texts available for him. In his capacity of the first explorer he had to choose the sources on his own and as the result his empirical basis included books, journal articles and manuscripts, where texts contained God-seeking through philosophical concepts, images, statements, the total range of opinions, from speculative theses to folk proverbs and sayings, where he saw manifestations of wisdom.
Публикуется фрагмент книги В.В. Ванчугова «Первый историк русской философии: архимандрит Гавриил и его время» (М., 2015). К первой половине XIX века идея «истории философии в России» уже витала в воздухе, однако никому не приходило на ум написать такую историю, притом что уже целый ряд лет начальство, светское и духовное, призывало академическое сообщество действовать с учетом «охранительных начал», а в стенах казенных учреждений установилась атмосфера патриотизма, отчизнолюбия, в соответствии с которой у нас может и должно быть всё свое, особое, родное, самобытное. Но только архим. Гавриил, профессор Казанского университета по кафедре богословия и философии, следуя духу времени, смог исполнить проект государственной важности -написать первую в России историю отечественной философии. Он не довольствовался родной ему духовно-академической средой, не ограничился университетской философией, но, имея основанием для подбора материала «особое состояние духа», обусловленное религиозностью, исканием посредством разума существа высшего, обратился к самым разнообразным текстам, ему доступным. Как первопроходцу ему приходилось самостоятельно решать, что считать источниками, в итоге его эмпирическая база - книги, журнальные статьи и рукописи, все те тексты, где есть богоискание посредством философских понятий, образов, высказываний, весь спектр суждений, от спекулятивных конструкций вплоть до народных пословиц и поговорок, всё, в чем он видел проявление любомудрия. |
|
Publisher |
“Media almanac “Tetradi po konservatizmu” (“Essays on Conservatism”)
|
|
Contributor |
—
— |
|
Date |
2016-05-01
|
|
Type |
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion — — |
|
Format |
application/pdf
|
|
Identifier |
http://www.essaysonconservatism.ru/jour/article/view/199
10.24030/2409-2517-2016-2-49-84 |
|
Source |
Almanac “Essays on Conservatism”; Том 3, № 2 (2016); 49-84
Тетради по консерватизму; Том 3, № 2 (2016); 49-84 2542-1301 2409-2517 10.24030/2409-2517-2016-2 |
|
Language |
rus
|
|
Relation |
http://www.essaysonconservatism.ru/jour/article/view/199/200
НА РТ. Ф. 86. Оп. 14. Д. 1. Л. 8 Сивиллов Д.П. [Даниил]. Любомудрие Конфуция, славного китайского философа, преподанное им ученикам своим, а сими изложенное и на четыре части разделенное // ОРРК НБ КГУ (Казань). № 4485 (рукопись, 1828 г 13 л.). История философии. Ч. V. Прибавление первое. Казань, 1839. С. 4 Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. СПб., 1891. Кн. 4. С. 17-18 Ученые записки императорского Казанского университета. 1837. № 3. С. 23. Там же. 1840. № 1. С. 3-73 Там же. № 2. С. 14-62 Там же. № 3. С. 3-64 Там же. № 4. С. 3-48. История философии. Ч. 6: Русская философия. Казань, 1840. ЖМНП. 1840. Ч. XXVIII. С. 207. Продолжение обзора: 1841. Ч. XXX. С. 11-14. Гавриил, архим. Русская философия. Казань, 1840. С. 3, 5, 19. Там же. 1840. С. 3-4. Летопись факультетов на 1835 год, изданная в двух книгах А. Галичем и В. Плаксиным. СПб., 1835. Ч. 1. С. 11-113 (автор - П. П-рский). Воронов И. О причинах различия умственных и нравственных способностей // Украинский вестник на 1817-й год. Часть шестая. Месяц июнь. Харьков, 1817. С. 263-264. Цветаев Л.А. Панорама Парижа, или описание сего города и его достопримечательностей. М., 1806. С. 229-257; 2-е изд. М., 1822. Европеизм и народность в отношении к русской словесности // Телескоп. 1836. № 1. С. 259-260. Ученые Записки, издаваемые Казанским университетом. Казань, 1839. Кн. I. С.129-131. Платонов Ф. Введение в философию (Introductio in Philosophiam Universam) 1820 г. Архив МДА. ОР РГБ 172/337. № 13. С. 16, 15. Краткая психология, или учение о душе для детей. Сочинение славного г. Кампе. Перевод с немецкого [В.С. Подшивалова]. М., 1789. Из записок по психологии архимандрита Феофана Авсенева. Ч. 2 // Сборник из лекций бывших профессоров Киевской Духовной академии. Киев, 1869. С. 134-139 ЖМНП. 1838. Ч. XVII. С. 229-329 Сидонский Ф.Ф. Введение в науку философии. СПб., 1833. С. 314-315 Греч Н.И. Записки о моей жизни. М., 1990. С. 36. Глинка Г.А. Древняя религия Славян. Митава, 1804. Морошкин Я.Л. Архимандрит Фотий настоятель Новгородского Юрьева монастыря. Воспоминания священника // Русская старина. 1876. Т. XVII. С. 297-316 Ростиславов Д.И. Петербургская духовная академия до графа Протасова // Вестник Европы. 1872. Июль. С. 233 Радуга. 1832. Кн. 1. С. 6, 8, 19, 24, 59 и др. Сидонский Ф.Ф. Введение в науку философии. СПб., 1833. С. 393. О философии англичан. Из сочинения Сталь-Голштейна (перевод с французского, СПб., 1819) О философии французов. Перевод с французского соч. Сталь-Голштейна (СПб., 1820) Сталь-Гольштейн. О значительнейших философах, бывших прежде и после Канта // Соревнователь просвещения и благотворения. 1824. № 9. Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. Л., 1991. С. 30-31 ОР РГБ. Ф. 76. Голуб. II. Карт. 7. Ед. 7 Собрание сочинений Георгия Конисского, Архиепископа Белорусского, изд. Протоиереем Иоанном Григоровичем. Часть вторая, СПб.: Печатано в типографии Императорской Российской Академии,1835. Несколько слов о «Современнике» // Молва. 1836. № 7. С. 3-12. Снегирев И.М. Русские в своих пословицах: Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках. М., 1831. Кн. 1-2. Начертание русской истории для училищ. Сочинение профессора Погодина. Москва. 1835 // Молва. 1835. Ч. X. № 36. Карпов В.Н. Введение в философию. СПб., 1840. Надежин Ф.С. Опыт истории философии по Рейнгольду. СПб., 1837. С. 237-238. ЖМНП. 1839. Ч. 24. С. 166 Обозрение действий правительства за истекшее пятилетие // ЖМНП. 1839. Ч. XXI. С. 7 и далее ЖМНП. 1837. Ч. XV. С. 524, 535. ЖМНП. 1836. Ч. IX. № 3 (Философия). С. 670-671. Маяк. СПб., 1840. Т. 1. Ч. 5 Об упреках, делаемых философии в теоретическом и практическом отношении, их силе и важности // ЖМНП. 1838. Ч. XVII. С. 327 НА РТ. Ф. 86, Оп. 14, Д. 1. Л. 8 Журнал Министерства народного просвещения. 1834. Ч. II. № IV. С. 347 Выписка из летописца о Нижнем Новгороде // Ученые записки Императорского Казанского университета. 1836. № 2. С. 126-157 Соловьев А., Катанов Н. Каталог книг, отпечатанных в типографии Императорского Казанского университета с 1800 по 1896 год. Казань, 1896. Смирнов С.К. История Троицкой Лаврской семинарии. М., 1867. С. 332-333 |
|
Rights |
Authors who publish with this journal agree to the following terms:Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие в данном журнале, соглашаются со следующим:Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договорённости, касающиеся не-эксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге), со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access). |
|