Anti-Christ and Revolution
Almanac “Essays on Conservatism”
View Archive InfoField | Value | |
Title |
Anti-Christ and Revolution
Антихрист и революция |
|
Creator |
Alexey Kozyrev P.
Алексей Козырев Павлович |
|
Subject |
Revolution;Religion;Christianity;Christ;the Antichrist;Intelligentsia;Terror;Justification of Revolution and Terror;“Vekhi”;V.P. Sventsitsky;A.F. Losev;“Letter of Forty Two”;“The Union of October 4th”;“Light of Maidan”
революция;религия;христианство;Христос;антихрист;интеллигенция;террор;оправдание революции и террора;«Вехи»;В.П. Свенцицкий;А.Ф. Лосев;«Письмо 42-х»;«Союз 4 октября»;«свет Майдана» |
|
Description |
After the publication of V. Solovyov’s essay “A Brief Story of Anti-Christ” by (1900) some representatives of Russian intellectual society started to evaluate political and, especially revolutionary events of the early twentieth century and their participation in such on the basis of religious categories. In Merezhkovsky’s articles, Christ appeared as “the eternal “yes” to revolution”. Solovyov himself claimed that old-believers identified the State with the Antichrist. The members of the Christian Brotherhood of Struggle attached religious significance to the revolutionary terror in their struggle against autocracy. In the article published by “Stand in Freedom” journal one of the founders of the Brotherhood Valentin Sventsitsky declared terrorists to be saints and called to pray for them. Gradually, however, self-consciousness leads to the fact that the revolution itself and participation in it becomes wiles of “Antichrist” (V.P. Sventsitsky, N.I. Bukharin), it opens the possibility of conscious choice of evil.In Russian philosophical tradition originating mainly from the works of Vladimir Solovyov, one can find indications of absolute incompatibility between Christianity and Revolution (A.F. Losev). But there was another trend in that philosophic structure, not taking into account the experience of spiritual sobriety of the “Vekhi” authors who sought to justify the revolution and revolutionary violence, not only politically but also religiously. This kind of “political theology” can be found even now, when representatives of the liberal intelligentsia see “the light of Maidan” as the triumph of Christ’s truth, and complain about the fact that our people are not very fond of revolution. The article emphasizes the importance of critical attitude to the spiritual legacy of Russian intelligentsia, not only pre-revolutionary, but also of Russian intellectual society creatively flourishing in the 60- 90-ies of the 20th century.
После выхода в свет «Краткой повести об Антихристе» Вл.С. Соловьева (1900) представители русской интеллигенции стали оценивать политические и в особенности революционные события начала ХХ века и свое в них участие в религиозных категориях. В публицистике Мережковского Христос выступает как «вечное да» революции. Сам Соловьев констатировал отождествление государства с антихристом у старообрядцев. Участники Христианского братства борьбы придавали революционному террору в борьбе с самодержавием религиозный смысл. В газете «Стойте в свободе» один из основателей братства В.П. Свенцицкий объявил террористов святыми и призвал молиться за них. Однако постепенно самосознание приводит к тому, что сама революция и участие в ней становятся делом «антихриста» (В.П. Свенцицкий, Н.И. Бухарин), открывается возможность сознательного выбора зла. В русской философской традиции, идущей от Вл.С. Соловьева, можно найти и указания на абсолютную несовместимость христианства и революции (А.Ф. Лосев). Но есть и другая линия этой родословной, не учитывающая опыт духовного отрезвления «веховцев», стремящаяся оправдать революцию и революционное насилие не только политически, но и религиозно. Подобного рода «политическая теология» воспроизводится и ныне, когда представители либеральной интеллигенции видят в «свете Майдана» торжество правды Христовой и сетуют на то, что наш народ не очень любит революцию. В статье ставится вопрос об актуальности критического отношения к духовному наследству русской интеллигенции, не только дореволюционной, но и чей творческий расцвет пришелся на время 60–90-х годов XX века. |
|
Publisher |
“Media almanac “Tetradi po konservatizmu” (“Essays on Conservatism”)
|
|
Contributor |
—
— |
|
Date |
2016-10-19
|
|
Type |
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion — — |
|
Format |
application/pdf
|
|
Identifier |
http://www.essaysonconservatism.ru/jour/article/view/210
10.24030/2409-2517-2016-3-99-114 |
|
Source |
Almanac “Essays on Conservatism”; Том 3, № 3 (2016); 99-114
Тетради по консерватизму; Том 3, № 3 (2016); 99-114 2542-1301 2409-2517 10.24030/2409-2517-2016-3 |
|
Language |
rus
|
|
Relation |
http://www.essaysonconservatism.ru/jour/article/view/210/211
Балакшина Ю.В. Братство ревнителей церковного обновления (группа 32-х петербургских священников). 1903–1907. М.: Свято-Филаретовский ин-т, 2015. Белый А. Начало века. М.: Художественная литература, 1990. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции: Статьи по общественной и религиозной психологии (1907–1910). СПб., 1910. Булгаков С.Н. Агония // Булгаков С.Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996. Вишняк М. Дань прошлому. URL: http://modernlib.ru/ books/vishnyak_mark/dan_proshlomu Вопросы религии. М., 1906. Вып. 1. Гершензон М.О. Творческое самосознание // Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. Иванова Е.В. Флоренский и Христианское Братство Борьбы // Вопросы философии. 1993. No 6. С. 159–166. Карташев А.В. Мои ранние встречи с о. Сергием // Православная мысль. Труды Православного богословского института в Париже. Париж: YМСА– Press, 1951. Вып. VIII. Колеров М.А. Не мир, но меч: Русская религиозно- философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех», 1902–1909. СПб.: Алетейя, 1997. Лосев А.Ф. Дополнение к «Диалектике мифа». (Новый фрагмент) // Творчество А.Ф. Лосева в контексте отечественной и европейской культурной традиции: XIV Лосевские чтения: в 2 ч. М., 2013. Ч. 1. [Лосев А.Ф.] «Так истязуется и распинается истина...»: А.Ф. Лосев в рецензиях ОГПУ // Вестник Архива Президента Российской Федерации. 1996. No 4. Мережковский Д.С. В тихом омуте. СПб., 1908. Поливанов К. О старом контексте // Сегодня. 1996. 18 октября. С. 5. URL: http://krotov.info/lib_sec/12_l/ los/ev_05.htm Религиозно-философское общество в Санкт- Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: в 3 т. М.: Русский путь, 2009. Т. 1 (1907–1909). Свенцицкий В.П. Антихрист: Записки странного человека // Антихрист: Антология / Сост. и комм. А.С. Гришина, К.Г. Исупова. М.: Высшая школа, 1995. Свенцицкий В.П. Избранное. М.: Никея, 2014. Свенцицкий В.П. Со святыми упокой. URL: http://az.lib.ru/s/swencickij_w_p/text_0160.shtml Свенцицкий В.П. Церковь и разгон думы // Московский еженедельник. 1906. No 31. Сергеев С.М., Чертков С.В. Свенцицкий // Русские писатели. 1800–1917: Биографический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. Т. 5. Соловьев В.С. Владимир святой и христианское государство // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. М.: Правда, 1989. Т. 2. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. СПб.: Алетейя, 2000. Трубецкой Е. Годовщина манифеста // Московский еженедельник. 1906. No 31. Флоренский П.А., свящ. «К почести вышняго звания» (Черты характера архим. Серапиона Машкина) // Вопросы религии. М., 1906. Вып. 1. |
|
Rights |
Authors who publish with this journal agree to the following terms:Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие в данном журнале, соглашаются со следующим:Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договорённости, касающиеся не-эксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге), со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access). |
|