Record Details

Interdisciplinary cooperation in the integrated information learning environment of technical university

Open Education

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Title Interdisciplinary cooperation in the integrated information learning environment of technical university
Междисциплинарное взаимодействие в интегрированной информационной среде обучения технического вуза
 
Creator S. Rzheutskaya Yu.; Vologda State University
M. Kharina V.; Vologda State University
С. Ржеуцкая Ю.; Вологодский государственный университет
М. Харина В.; Вологодский государственный университет
 
Subject integrated information learning environment; professionally important personal qualities; model of trainee; model of interdisciplinary cooperation; foreign communicative competence
интегрированная информационная среда обучения; профессионально значимые качества личности; модель обучаемого; модель междисциплинарного взаимодействия; иноязычная коммуникативная компетенция
 
Description The objective of the article is to analyze the integrated learning environment facilities in order to organize interdisciplinary cooperation within the learning process at the technical university. The problem of interdisciplinary cooperation is the key one for university teachers when putting the competence approach into practice, for according to the state educational standards, cultural and professional competences are integrative and must be developed in the process of studying of various subjects. The one more goal to be achieved only by means of realizing interdisciplinary cooperation is the development of professionally important personal qualities among the future engineers. The integrated learning environment that is the object of the research work has already been formed at the Vologda State University and used in the learning process of the bachelors and masters in several fields of studying connected with IT. The foundation of this learning environment is laid by the system of distance learning MOODLE, supplemented by program components of own authoring. Such components are integrated with MOODLE by means of common database gathering the whole information about the learning process. Among software of own authoring we can point out the interdisciplinary distance training system, embracing such disciplines as programming, database technologies and other related sciences, and including automatic checking of students’ solutions and trainer for individual progress in English language. During the researching process we devised the structure-functional model of interdisciplinary cooperation with the use of the integrated learning environment, presenting available forms of cooperation of the learning process individuals at the interdisciplinary level and the means of realizing this cooperation. By now all the structural and functional components of the model have been embedded in the learning process and proved to be viable. The article presents the authors’ experiments on the organization of various forms of interdisciplinary cooperation in compliance with this model by the example of the development of foreign communicative competence among the future engineers closely connected with their core disciplines. The results of these experiments showed the students’ progress in language proficiency when the interdisciplinary forms of studying are used. In the whole the results of the research show that modern IT capabilities enable us to overcome narrow disciplinary approach to the learning process at the technical university and rise the level of interdisciplinary cooperation. Of course, interdisciplinary cooperation is only one aspect of the perspective use of the integrated information learning environment, its capabilities are much greater, some of them are already used in practice, and many have yet to explore and implement. The environment itself is in permanent development, in this regard, new opportunities appear, allowing to raise quality of education of students in a technical university.
Целью исследования является анализ возможностей интегрированной информационной среды обучения для организации междисциплинарного взаимодействия в учебном процессе технического вуза. Проблема междисциплинарного взаимодействия является одной из ключевых при реализации компетентностного подхода к обучению в высшей школе, поскольку общекультурные и профессиональные компетенции, представленные в федеральных государственных образовательных стандартах, по своей сути являются интегративными и развиваются в процессе изучения различных дисциплин. Ещё одной актуальной задачей, которая может быть решена только на междисциплинарном уровне, является развитие профессионально значимых качеств личности будущих инженеров. Интегрированная информационная среда обучения, которая является объектом исследования, сформирована в Вологодском государственном университете и используется в процессе обучения бакалавров и магистров нескольких технических направлений, связанных с информационными технологиями. Основой среды является система дистанционного обучения MOODLE, дополненная программными компонентами собственной разработки, интегрированными с системой MOODLE за счёт общей базы данных, в которой накапливается вся информация о процессах обучения и развития студентов. Среди средств собственной разработки выделим междисциплинарный дистанционный практикум по программированию, технологиям баз данных и другим смежным дисциплинам с автоматической проверкой решений обучаемых и тренажёр для индивидуального продвижения по «компьютерному» английскому языку. В процессе исследования была разработана структурно-функциональная модель междисциплинарного взаимодействия в интегрированной информационной среде обучения, в которой представлены доступные формы взаимодействия субъектов процесса обучения на междисциплинарном уровне и средства осуществления взаимодействия. К настоящему времени все структурные и функциональные компоненты разработанной авторами модели внедрены в учебный процесс и доказали свою жизнеспособность. В статье представлен опыт авторов по организации различных форм междисциплинарного взаимодействия, в соответствии с моделью, на примере развития у студентов иноязычной коммуникативной компетенции в тесной связи с обучением профильным дисциплинам. Результаты педагогического эксперимента подтвердили повышение уровня владения английским языком у студентов при использовании междисциплинарных форм обучения. В целом результаты исследования показывают, что возможности современных информационных технологий позволяют преодолеть узко дисциплинарный подход к процессу обучения в техническом вузе и поднять междисциплинарное взаимодействие на новый уровень. Безусловно, междисциплинарное взаимодействие – только один аспект перспективного использования интегрированной информационной среды обучения, её возможности гораздо шире, некоторые из них уже используются на практике, а многие ещё предстоит исследовать и воплотить в жизнь. Сама среда находится в постоянном развитии, в связи с этим открываются новые возможности, позволяющие повысить качество подготовки студентов в техническом вузе. 
 
Publisher Plekhanov Russian University of Economics
 
Contributor Vologda State University
Вологодский государственный университет
 
Date 2017-02-02
 
Type info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion


 
Format application/pdf
 
Identifier http://openedu.rea.ru/jour/article/view/350
10.21686/1818-4243-2017-2-21-28
 
Source Open Education; № 2 (2017); 21-28
Открытое образование; № 2 (2017); 21-28
2079-5939
1818-4243
10.21686/1818-4243-2017-2
 
Language rus
 
Relation http://openedu.rea.ru/jour/article/view/350/323
http://openedu.rea.ru/jour/article/downloadSuppFile/350/33
http://openedu.rea.ru/jour/article/downloadSuppFile/350/34
Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание. М.: Национальное образование; 2012: 416.
Зникина Л.С., Стрельников П.А. Междисциплинарное взаимодействие как основа формирования интегративных компетенций студентов вуза. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014; (2): 197–199.
Криворотова Т.А. Интеграция как фактор развития нового качества образования. Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. Экономика. Право. Образование: региональный аспект. 2010: 233–238.
Попова Н.В. Принцип альтернативности при актуализации междисциплинарного синтеза в процессе выполнения лингвокомпьютерных заданий. Научно-технические ведомости. Гуманитарные и общественные науки. 2011; (2): 79–87.
Столбов В.Ю. Междисциплинарность как важный компонент современного инженерного образования. Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2015;(2): 12–20.
Тормасин С.И., Пучков Н.П. Организационно-методические проблемы интеграции компетенций. Вопросы современной науки и практики. 2012; (1): 149–158.
Шестакова Л.А. Теоретические основания междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов. Вестник Московского 27 университета имени Витте С. Ю. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013; (1): 47–52.
Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение; 1988: 192.
Андрианов И.А., Менухова Н.О. Разработка и особенности использования дистанционного лабораторного практикума по программированию. Современное общество, образование и наука: Сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. 2012: 10–12.
Ржеуцкая С.Ю., Харина М.В. Интегрированная информационная среда обучения как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции обучаемых. Открытое образование. 2016; (1): 43–48.
Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология. Теория и практика: учебное пособие для высшей школы. М.: Академический проект/Фонд «Мир»; 2009: 192.
Хлопотов М.В., Шишкин А.Р. Система диагностики сформированности профессиональных компетенций студентов специальности «Информационные технологии в образовании». Дистанционное и виртуальное обучение. 2010; (2): 59–69.
Атанов Г.А. Возрождение дидактики – залог развития высшей школы. Донецк: Изд-во ДОУ; 2003: 180.
Давыдова Е.Н., Сергушичева А.П. Модели обучаемого и преподавателя для мультиагентной обучающей системы. Открытое образование. 2015;(5): 25–31.
Харина М.В. Модели развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза в интегрированной информационной обучающей среде. Ярославский педагогический вестник. Том 2. Психолого-педагогические науки. 2014; (4): 114–118.
 
Rights Authors who publish with this journal agree to the following terms:Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие в данном журнале, соглашаются со следующим:Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договорённости, касающиеся не-эксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге), со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).