Record Details

It-consultant training in the context of issues of domestic consulting

Open Education

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Title It-consultant training in the context of issues of domestic consulting
Подготовка ИТ-консультантов в разрезе проблематики отечественного консалтинга
 
Creator G. Kalyanov N.; V.A. Trapeznikov Institute of Control Sciences of Russian Academy of Sciences, Moscow
Г. Калянов Н.; Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, Москва
 
Subject IT-consulting; strategic consulting; product consulting; IT- consultant training
ИТ-консалтинг; стратегический консалтинг; продуктовый консалтинг; программа подготовки ИТ- консультантов
 
Description The article proposes the concept of the master’s program of training of IT-consultants based on the extension of the relevant sections of the higher professional education of the third generation in the direction of “Applied Informatics”. Under the proposed concept features, a professional IT-consultant formulated the basic competencies that graduates of the relevant specialization should possess, the interaction scheme, the composition and structure of the academic disciplines of the program are presented. The general section of the program covers the basics of systems’ theory, as well as models and methods for modeling business processes and system design. A special section is devoted to the disciplines actually make the required competence. The approbation of the proposed concept for the departments “System Analysis and IT Management” and “Strategic Management of Information Systems” at Moscow Institute of Physics and Technology and Higher School of Economics, engaged in the preparation of IT consultants, is described; respectively, statistical data are given for master’s theses of graduates. The conclusion states the general results of the testing of the proposed concepts and conclusions on its applicability for teaching students both engineering and economic direction, and with different levels of previous training.
Статья посвящена вопросам подготовки ИТ-консультантов в рамках магистерских программ в отечественных высших учебных заведениях. Рассматриваются основные проблемы ИТ-консалтинга (прежде всего, кадровая проблема) и способы их решения. Даются ответы на вопросы: Чему учить?, Как учить? и Как удержать консультанта? Формулируются требования консалтинговых компаний к должности ИТ-консультанта. В статье предлагается концепция магистерской программы подготовки ИТ-консультантов, базирующаяся на расширении соответствующих разделов высшего профессионального образования третьего поколения по направлению «Прикладная информатика». В рамках предложенной концепции выделяются объекты профессиональной деятельности ИТ- консультанта, формулируются основные компетенции, которыми должен обладать выпускник соответствующей специализации, предлагается схема взаимодействия, состав и структура учебных дисциплин программы. В общем разделе программы рассматриваются основы теории систем, а также модели и методы моделирования бизнес-процессов и системного проектирования. Специальный раздел посвящен дисциплинам, собственно и формирующим требуемые компетенции. Описана апробация предложенной концепции на занимавшихся подготовкой ИТ-консультантов кафедрах «Системного анализа и управления в области ИТ» и «Стратегического управления информационными системами» в МФТИ и ГУ-ВШЭ, соответственно, приводятся статистические данные по магистерским диссертациям выпускников. В заключении сформулированы общие итоги апробации предложенной концепции и сделаны выводы по ее применимости для обучения студентов как инженерно- технической, так и экономической направленности, а также с различным уровнем предшествующей подготовки. 
 
Publisher Plekhanov Russian University of Economics
 
Contributor

 
Date 2017-05-06
 
Type info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion


 
Format application/pdf
 
Identifier http://openedu.rea.ru/jour/article/view/393
10.21686/1818-4243-2017-2-40-46
 
Source Open Education; № 2 (2017); 40-46
Открытое образование; № 2 (2017); 40-46
2079-5939
1818-4243
10.21686/1818-4243-2017-2
 
Language rus
 
Relation http://openedu.rea.ru/jour/article/view/393/317
Калянов Г.Н. Консалтинг: от бизнес-стратегии к корпоративной информационно-управляющей системе (2-е изд.) // М.: Горячая линия – Телеком, 2011.
Васильев Р.Б., Калянов Г.Н., Левочкина Г.А. Направления стратегического ИТ-консалтинга // Автоматизация в промышленности, 2009, №11, с. 3–8.
Калянов Г.Н., Левочкина Г.А. Направления продуктового ИТ-консалтинга // Автоматизация в промышленности, 2010, №9, с. 40–44.
Калянов Г.Н. Подготовка группы аналитиков на предприятии // Автоматизация в промышленности, 2003, №7, с. 8–9.
Калянов Г.Н., Левочкина Г.А. Подготовка ИТ-консультантов в ВУЗах // Экономика, статистика и информатика, 2010, №6, с. 3–7.
Качала В.В. Подготовка специалистов по IT-консалтингу // Труды 2-й Российской научно-методической конференции «Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Прикладная информатика» на основе инновационных технологий и E-learning». М.: 2006, с. 92–97.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИНТЕГ, 2007.
Ильин Г.Л. Философия образования. – М.: Вузовская книга, 2002.
Профессиональные стандарты в области информационных технологий // М.: АП КИТ, 2008.
Тельнов Ю.Ф. Разработка государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения по направлению «Прикладная информатика» на основе компетентностного подхода // Труды 2-й Российской научно-методической конференции «Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Прикладная информатика» на основе инновационных технологий и E-learning». М.: 2006, с. 165–175.
Гаспариан М.С., Лебедев С.А., Тельнов Ю.Ф. О взаимосвязи ФГОС и профессиональных стандартов // Статистика и экономика, 2016, № 4, с. 16–18.
Васильев Р.Б., Левочкина Г.А. Критические факторы успеха в ИТ-консалтинге // М.: ИНТУИТ, 2014.
Васильев Р.Б., Калянов Г.Н., Левочкина Г.А., Лукинова О.В. Стратегическое управление информационными системами // М.: БИ- НОМ, 2010.
Калянов Г.Н. Проблемы отечественного ИТ-консалтинга и подготовка ИТ-консультантов в ВУЗах // Труды 3 Международной научно- практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование». М.: 2008, с. 106–110.
 
Rights Authors who publish with this journal agree to the following terms:Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие в данном журнале, соглашаются со следующим:Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договорённости, касающиеся не-эксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге), со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).