Record Details

Carrying out entrance control of “Informatics” students’ knowledge with use of specialized computer system

Open Education

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Title Carrying out entrance control of “Informatics” students’ knowledge with use of specialized computer system
Проведение входного контроля знаний студентов по «Информатике» с использованием специализированной компьютерной системы
 
Creator L. Larina V.; Dostoevsky Omsk State University, Omsk
Л. Ларина В.; Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск
 
Subject mathematical modeling; discrete optimization; testing; the automated system; software system; control of knowledge; informatics
математическое моделирование; дискретная оптимизация; тестирование; компьютерная система; программный комплекс; контроль знаний; информатика
 
Description Nowadays the creation and the use of computer testing systems is one of perspective directions in the field of control of knowledge. Computer testing makes it possible to: • minimize time expenses at poll and processing of results and their transfer to a mark; • automatically form databases about the progress, to carry out mathematical processing of results; • estimate the level of knowledge of students, reducing subjectivity of exposure of marks; • avoid «copying off» of answers by the casual choice of tasks from the database. Computer systems of testing have become convenient tools for the teacher, providing quite a high quality of examination by reducing time expenditure on examination of students, in comparison with traditional control methods, and providing him with analytical information that allows him to organize learning process more rationally. The important place in development of such systems is taken by a problem of optimum test formation which consists of searching for set of questions (tasks) allowing to check all elements of knowledge of the considered discipline and is the best from the point of view of certain criteria. Selection of the mentioned tasks usually is carried out empirically based on knowledge and experience of the teacher. At the same time, mathematical models and methods of optimization can be used for the solution of this task. The approach to creating systems of computer testing of students’ knowledge based on the use of tasks and methods of discrete optimization is offered in Omsk branch of Sobolev Institute of Mathematics of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. The testing EMM-TEST system which is used at Economics Department of Omsk State University for discipline «Economic-Mathematical Methods» is created. The author developed the testing system (a software system) for Economics and Law Departments on disciplines «Economic Informatics» and «Legal Informatics» respectively. The article is devoted to the questions of using the computer control system of students’ knowledge at the beginning of studying of the «Informatics» course. The models of integer linear programming and algorithms of discrete optimization for solving problems of forming optimum tests, offered earlier by the author are used in the system. The results of approbation of system, which have shown efficiency of its use in educational process, are given including those on the stage of entrance control. Further development of the received mathematical models, their application to other sections of the specified course and continuation of a computing experiment is supposed. The introduction of the developed software at the humanitarian departments stated above is planned.
В настоящее время одним из перспективных направлений в области контроля знаний является создание и применение систем компьютерного тестирования. Среди преимуществ компьютерного тестирования можно отметить следующие: результат (оценка) известен сразу, фиксируется автоматически и сохраняется на длительное время; автоматически формируется база данных об успеваемости; процесс тестирования проводится одновременно для всей группы испытуемых, при этом каждый тестируемый выбирает свой темп работы с тестом; преподаватель может ввести временные ограничения; количество различных вариантов теста ограничено лишь размером банка заданий в тестовой форме; отсутствует необходимость в бумажных носителях. Компьютерные системы тестирования стали удобным инструментов для преподавателя, обеспечивая достаточно высокое качество проверки знаний. Исключаются ошибки при обработке результатов, выставляемая оценка – объективна, время, затраченное на проверку знаний студентов, сведено до минимума, по сравнению с традиционными методами контроля. При компьютерном тестировании обучающийся, оставаясь один на один с компьютером, может позволить себе быть более откровенным и естественным. Однако многие системы генерируют варианты проверочных тестов случайным образом. Мы предлагаем формировать набор вопросов (заданий в тестовой форме), позволяющий проверить все элементы знаний рассматриваемой дисциплины. Подбор указанных заданий обычно выполняется эмпирически на основе знаний и опыта преподавателя. Вместе с тем для решения этой задачи могут быть использованы математические модели и методы дискретной оптимизации. Статья посвящена вопросам применения разработанной автором системы (программного комплекса) контроля знаний студентов в начале изучения курса «Информатика». В системе использованы предложенные ранее автором модели целочисленного линейного программирования и алгоритмы дискретной оптимизации для решения задач формирования оптимальных тестов. Приведены результаты апробации системы, показавшие продуктивность её использования в учебном процессе, в том числе на этапе входного контроля. В дальнейшем предполагается развитие полученных математических моделей, их применение к другим разделам указанного курса и продолжение вычислительного эксперимента. Планируется внедрение разработанного программного обеспечения на гуманитарных факультетах Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. 
 
Publisher Plekhanov Russian University of Economics
 
Contributor

 
Date 2017-02-02
 
Type info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion


 
Format application/pdf
 
Identifier http://openedu.rea.ru/jour/article/view/355
10.21686/1818-4243-2017-2-14-20
 
Source Open Education; № 2 (2017); 14-20
Открытое образование; № 2 (2017); 14-20
2079-5939
1818-4243
10.21686/1818-4243-2017-2
 
Language rus
 
Relation http://openedu.rea.ru/jour/article/view/355/322
Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: учеб. пособие. – М.: Университетская книга: Логос, 2005. – 368 с.
Компьютерное тестирование в образовании (Каталог тестовых оболочек, программ разработки тестов и проведения тестирования) [Электронный ресурс] – URL: http:// slmini.narod.ru/prgtest.html (дата обращения 20.12.2016).
Научно-технический вестник СПб ГИТ- МО (ТУ). Выпуск 1. Новые образовательные технологии / Гл. ред. В.Н. Васильев. СПб: СПб ГИТМО(ТУ), 2001. 177 с.
Погуда А.А. Модели и алгоритмы контроля знаний по гуманитарным дисциплинам: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. ТУСУР, Томск, 2016. [Электронный ресурс] – URL: http://old.tusur. ru/export/sites/ru.tusur.new/ru/science/education/ dissertations/2016-002-01.pdf (дата обращения 20.12.2016)
Мицель А.А., Погуда А.А. Модели и алгоритмы для компьютерного контроля знаний // Открытое образование. 2010. Вып. 6. С. 44–49.
Ризун Н.О., Тараненко Ю.К. Методика разработки автоматизированной системы управления качеством тестового контроля знаний // Вестник НТУ “ХПИ”. Вып. 31, – Харьков. 2010. С. 145–152.
Заозерская Л.А., Планкова В.А. Применение моделей дискретной оптимизации для раз- работки автоматизированной системы контроля знаний // Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2008. Т. 6. Вып. 1. С. 47–52.
Колоколов А.А., Заозерская Л.А., Планкова В.А. Об одной автоматизированной системе тестирования знаний студентов по экономико- математическим методам // Сборник тезисов IV Международной конференции по вопросам обучения с применением технологий e-learniig. Москва, 2010. С. 130–133.
Тягунова Т.Н. Культура компьютерного тестирования. Культура проектирования тестового задания: монография. М: МГУП, 2006. 300 с.
Ларина Л.В. Компьютерные системы тестирования знаний студентов на различных этапах оценки успеваемости // Омский научный вестник. 2013. № 1 (117). С. 43–46.
Агапонов С.В. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. – СПБ.:БХВ – Петербург, 2003. – 336 с.
Трайнев В.А., Гуркин В., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие - Москва, 2006. – 196 с.
Аванесов В.С. Формы тестовых заданий. Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2-е изд. Перераб. и расширен. – М.: Центр тестирования, 2005. – 156 с.
Ларина Л.В. Разработка заданий для компьютерного тестирования студентов //Вестник сибирского отделения академии военных наук № 4. Омск. 2011. С. 85–89.
Колоколов А.А., Ларина Л.В. Разработка и применение моделей дискретной оптимизации при формировании тестов по информатике // Вестник Омского университета. 2011. № 2. С. 173–175.
Колоколов А.А., Ларина Л.В. Формирование проверочных тестов по информатике с использованием дискретной оптимизации // Материалы XIX Междунар. конф. «Применение новых технологий в образовании». Троицк: МОО фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2008. С. 326–327.
Еремеев А.В., Заозерская Л.А., Колоколов А.А. Задачи о покрытии и их приложения // Материалы международного семинара «Вычислительные методы и решение оптимизационных задач». Новосибирск: ИВМ и МГ СО РАН, 2004. С. 70–76.
Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. – М.: ЛОГОС, 2002. – 432 с.
B.S. Bloom (1956). Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. Handbook 1; Cognitive Domain. New York: David McKay Co. Inc.: pp. 7–8 [Электронный ресурс]. URL: http://www.learnnc.org/lp/ pages/4719#noteref1(дата обращения 20.12.2016).
 
Rights Authors who publish with this journal agree to the following terms:Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие в данном журнале, соглашаются со следующим:Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договорённости, касающиеся не-эксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге), со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).