Record Details

Model of e-learning with electronic educational resources of new generation

Open Education

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Title Model of e-learning with electronic educational resources of new generation
Модель компьютерного обучения с использованием электронного образовательного ресурса нового поколения
 
Creator A. Loban V.; Russian State University of Justice, Moscow
D. Lovtsov A.; Russian State University of Justice, Moscow
А. Лобан В.; Российский государственный университет правосудия, Москва
Д. Ловцов А.; Российский государственный университет правосудия, Москва
 
Subject electronic educational resources; model; mathematical structure; thesaurus-classifier; е-learning of variability; varieties; formalization; coordination
электронный образовательный ресурс; модель; математическая структура; тезаурус-классификатор; вариативное компьютерное обучение; вариативы; формализация; координация
 
Description Purpose of the article: improving of scientific and methodical base of the theory of the е-learning of variability. Methods used: conceptual and logical modeling of the е-learning of variability process with electronic educational resource of new generation and system analysis of the interconnection of the studied subject area, methods, didactics approaches and information and communication technologies means. Results: the formalization complex model of the е-learning of variability with electronic educational resource of new generation is developed, conditionally decomposed into three basic components: the formalization model of the course in the form of the thesaurusclassifier (“Author of e-resource”), the model of learning as management (“Coordination. Consultation. Control”), the learning model with the thesaurus-classifier (“Student”). Model “Author of e-resource” allows the student to achieve completeness, high degree of didactic elaboration and structuring of the studied material in triples of variants: modules of education information, practical task and control tasks; the result of the student’s (author’s of e-resource) activity is the thesaurus-classifier. Model of learning as management is based on the principle of personal orientation of learning in computer environment and determines the logic of interaction between the lecturer and the student when determining the triple of variants individually for each student; organization of a dialogue between the lecturer and the student for consulting purposes; personal control of the student’s success (report generation) and iterative search for the concept of the class assignment in the thesaurus-classifier before acquiring the required level of training. Model “Student” makes it possible to concretize the learning tasks in relation to the personality of the student and to the training level achieved; the assumption of the lecturer about the level of training of a particular student is formed using the reporting data of model as management. Theoretical provisions of variation e-learning, including its base tasks (teaching, learning, management), and also order, formallogical and program means of development and most important requirements for an effective electronic educational resource are grounded; it is shown that the formalization of educational resources is possible on the basis of the structural-mathematical approach using the set-theoretical representations, that allow defining the features of the educational process and the role of participants in the language of sets and mapping between them, and also to receive “pedagogical diagnostics” of the course and learning outcomes, using the intellectual potential of each trainee both personally and in the classroom. An example of practical implementation of model of variation elearning with electronic educational resource of new generation is given. Conclusion: The developed theoretical provisions and basis components for the model of variation e-learning with electronic educational resource of new generation allow the student to realize functional mastering of knowledge, abilities and skills of trainees on the base of variation approach, and also to choose a personal student-centered way of “finding concept (meaning)” of the given tasks in the process of motivated learning based on formalized information thesaurus-classifier of electronic educational resource.
Цель работы: совершенствование научно-методической базы теории вариативного компьютерного обучения. Методы: концептуально-логическое моделирование процесса вариативного компьютерного обучения с использованием электронного образовательного ресурса нового поколения и системный анализ взаимосвязи изучаемой предметной области, методов, дидактических подходов и средств информационно- коммуникационных технологий. Результаты: разработана комплексная формализованная модель вариативного компьютерного обучения с использованием электронного образовательного ресурса нового поколения, условно декомпозированная на три базисных компонента: модель формализации курса в форме тезауруса-классификатора («Автор ресурса»), модель обучения как управления («Координация. Консультация. Контроль»), модель обучения с тезаурусом- классификатором («Студент»). Модель «Автор ресурса» позволяет обучающему достичь полноты, высокой степени дидактической проработанности и структуризации изучаемого материала по тройкам вариативов: модулям учебной информации, практическим задачам и контрольным заданиям; результатом деятельности обучающего (автора ресурса) является тезаурус-классификатор. Модель обучения как управления базируется на принципе личностной ориентированности обучения в компьютерной среде и определяет логику взаимодействия, обучающего и обучаемого при определении тройки вариативов индивидуально для каждого студента; организацию диалога, обучающего и обучаемого с целью консультации; персональный контроль успехов студента (формирование отчета) и итерационный поиск концепта учебного задания в тезаурусе-классификаторе до приобретения требуемого уровня обучения. Модель «Студент» позволяет конкретизировать учебные задачи применительно к личности обучаемого и к достигнутому уровню обучения; предположение обучающего об уровне обученности конкретного студента формируется с помощью отчетных данных модели обучения как управления. Обоснованы теоретические положения вариативного компьютерного обучения, включая его основные задачи (обучающую, учебную и управляющую), а также порядок, формально-логические и программные средства разработки и наиболее важные требования к эффективному электронному образователь- ному ресурсу; показано, что формализация образовательных ресурсов возможна на основе структурно-математического подхода с использованием теоретико-множественных представлений, позволяющих на языке множеств и отображений между ними определить особенности процесса обучения и роли участников, а также получать «педагогическую диагностику» хода и результатов обучения, используя интеллектуальный потенциал каждого обучаемого как персонально, так и при занятиях в составе группы. Приведен пример практической реализации модели вариативного компьютерного обучения с использованием электронного образовательного ресурса нового поколения. Заключение: Разработанные теоретические положения и базисные компоненты модели вариативного компьютерного обучения с использованием электронного образовательного ресурса нового поколения позволяют обучающимся реализовать функциональное овладение знаниями, умениями и навыками на базе вариативного подхода, а также выбрать индивидуальный личностно-ориентированный способ поиска концепта («смысла») выполняемых заданий в процессе мотивированного обучения на основе использования формализованных сведений из тезауруса- классификатора электронного образовательного ресурса. 
 
Publisher Plekhanov Russian University of Economics
 
Contributor

 
Date 2017-05-06
 
Type info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion


 
Format application/pdf
 
Identifier http://openedu.rea.ru/jour/article/view/394
10.21686/1818-4243-2017-2-47-55
 
Source Open Education; № 2 (2017); 47-55
Открытое образование; № 2 (2017); 47-55
2079-5939
1818-4243
10.21686/1818-4243-2017-2
 
Language rus
 
Relation http://openedu.rea.ru/jour/article/view/394/318
Лобан А.В., Ловцов Д.А. Модель электронного образовательного ресурса нового поколения // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2016. № 2. С. 96–101.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
Акмеология: Учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Росс. акад. гос. службы, 2006. 422 с.
Лобан А.В. Информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности (создание электронных ресурсов) / Под ред. Д.А. Ловцова. – М.: «Мир науки», 2015. 184 с. – режим доступа http://rap-fno.ucoz.ru/zip/05 mnnpup 15.zip.
Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: Учеб. пособие. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.
Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании: Монография / Под ред. Б. Дендева. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 c.
Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
Балыкина Е.Н., Бузун Д.Н. Компьютерное педагогическое тестирование. Теория и практика: Учеб.-метод. пособие. Минск: РИВШ, 2011. 104 с.
Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2011. 12 с.
Глазов Б.И., Ловцов Д.А. Компьютеризированный учебник – основа новой информационно-педагогической технологии // Педагогика. 1995. № 6. C. 22–26.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005. 352 с.
Джалиашвили З.О. Компьютерный диалог в общении и обучении. Санкт-Петербург: МЦНИТГО, 2000. – режим доступа http://ito. edu.ru/2000/plenar/plenar 25.html
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 300 с.
Лобан А.В. Концептуальные схемы факторизации параметров предметной области телеконтроля сложных динамических объектов // Динамика сложных систем – XXI век. 2016. Т. 10. № 3. С. 10–19.
Ловцов Д.А. Информационное право: Учеб. пособие. М.: Росс. акад. правосудия, 2011. 228 с.
 
Rights Authors who publish with this journal agree to the following terms:Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие в данном журнале, соглашаются со следующим:Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договорённости, касающиеся не-эксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге), со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).