Record Details

Promotion of professionalization through forming the scientific-educational environment at the university

Open Education

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Title Promotion of professionalization through forming the scientific-educational environment at the university
Содействие профессионализации через организацию научно-образовательной среды вуза
 
Creator I. Serafimovich V.; Yaroslavl Branch of Plekhanov
Russian University of Economics
O. Кonkova M.; Yaroslavl Branch of Plekhanov
Russian University of Economics
И. Серафимович В.; Ярославский филиал Российского университета экономики им В.Г.Плеханова
О. Конькова М.; Ярославский филиал Российского университета экономики им В.Г.Плеханова
 
Subject research activities; students; scientific-educational environment; competences; higher education; competence approach; professionalization.
научно-исследовательская деятельность; студенты; образовательная среда; компетенции; обучение в вузе; компетентностный подход; профессионализация.
 
Description The article on the example of Yaroslavl branch of Plekhanov Russian University of Economics demonstrates the potential of the generated educational environment for the realization of the competence approach in training bachelors at enhancing the research activities of students. The aim of the study is to develop a cyclic model of promoting scientific research activities of students in specialized, interdisciplinary, university and interuniversity, regional and international projects. The aim of the study identified the following tasks: 1) to consider the peculiarities of the scientific-educational environment created in Yaroslavl branch and to allocate its structural elements which influence the formation and the development of students' professional competencies; 2) to analyze the technological aspects of the students' research activity organization at the university; to follow the process of the required competencies formation at the empirical level using the tools of scientific research; 3) to justify the various options implicitly contained in each method of organizing the students' research activity. The object of the study is the specific student group in the educational environment of the University. The study used different sociological methods such as including observation, unstructured interviewing, analysis of the students' reports about their research works. The article presents the results of the authors' applied research on the given problem and nearly 20 years of their practical experience in Yaroslavl branch of Plekhanov Russian University of Economics (former MESI). In the first part of the article the characteristic of the educational environment of the University from the point of view of its potential for forming and development of students' professional competences are considered, the place and the role of students' research work in the educational environment creation process are presented. The key problems that should be saluted to realize the full potential of the university educational environment are identified. The second part of the article focuses on the technological aspects of organizing students' scientific-research work at the university. The ways to enhance students' science activity in practical application are suggested. It is empirically proven that the involvement of students in scientific research provides their increasing interest to acquire professional competencies because they can see the good results of their efforts and feel the need in new achievements. The proposed materials contribute to the development of the theoretical foundations and the practical model of the students' research activity organizing as a necessary part of the university educational environment formation of which helps to achieve the university performance indicators, to carry on the mission of the university, to create conditions for implementing the academic values in general. The obtained results can be used by other institutions of higher education.
В статье на примере опыта Ярославского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова показаны возможности сформированной образовательной среды для реализации компетентностного подхода в подготовке бакалавров при активизации научно-исследовательской деятельности студентов. Целью исследования является разработка циклической модели содействия научно-исследовательской деятельности студентов, в рамках внутри и межкафедральных, вузовских и межвузовских, региональных и международных проектов. Поставленная цель определила выделение следующих задач: 1)   рассмотреть особенности научно-образовательной среды филиала, выделить ее структурные элементы, влияющие на формирование и развитие профессиональных компетенций студентов; 2)   проанализировать технологические аспекты организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе; на эмпирическом уровне проследить процесс формирования у студентов требуемых компетенций с использованием инструментов научно-исследовательской работы; 3)   обосновать различные возможности, имплицитно содержащиеся в каждом методе организации научно-исследовательской деятельности студентов. В качестве объекта исследования рассматривалась конкретная учебная группа в образовательной среде вуза. В исследовании применялись социологические методы: включенное наблюдение, неформализованное интервьюирование, анализ отчетов по научно-исследовательской работе студентов.  Использованы результаты прикладных исследований по анализируемой проблеме, а также почти 20-летний практический опыт Ярославского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (ранее МЭСИ). В первой части статьи дана характеристика образовательной среды вуза с точки зрения ее возможностей для формирования и развития профессиональных компетенций студентов, в частности, показаны место и роль в этом процессе научно-исследовательской работы студентов.  Отмечены проблемы, решение которых позволит более полно реализовать потенциал образовательной среды. Вторая часть статьи посвящена технологическим аспектам организации научно-исследовательской работы студентов. Выделены способы активизации их деятельности в этой области и показано их практическое применение. Эмпирически доказано, что вовлечение студентов в различного рода научно-исследовательскую работу обеспечивает повышение их мотивации к овладению профессиональными компетенциями, позволяет увидеть результаты своих усилий и формирует потребность в авторских достижениях. Предложенные материалы направлены на систематизацию и развитие теоретических основ и практической модели организации научно-исследовательской деятельности студентов как элемента образовательной среды для достижения показателей эффективности вузов, способствующих выполнению миссии вуза, создания условий для академических ценностей высшего образования в целом. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности других образовательных учреждений высшего образования.
 
Publisher Plekhanov Russian University of Economics
 
Contributor
Работа выполнена при финансовой поддержке проекта № 25.2356.2014К в рамках проектной части государственного задания на НИР вузу
 
Date 2017-03-31
 
Type info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion


 
Format application/pdf
 
Identifier http://openedu.rea.ru/jour/article/view/379
10.21686/1818-4243-2017-2-29-39
 
Source Open Education; № 2 (2017); 29-39
Открытое образование; № 2 (2017); 29-39
2079-5939
1818-4243
10.21686/1818-4243-2017-2
 
Language rus
 
Relation http://openedu.rea.ru/jour/article/view/379/324
Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М,Рудник Б.Л., Фрумин И.Д, Якобсон Л.И. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики. Материалы для обсуждения.//Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32–64.
Алексанков А.М., Магер В.Е., Черненькая Л.В., Черненький А.В. Обеспечение качества высшего образования. // Открытое образование. 2016. Т.20. № 4. С. 10–16.
ФГОС ВО (3+) 38.03.02 Менеджмент (09 февраля 2016 г. № 41028). Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. № 7 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)» URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380302. pdf (дата обращения 15.01.2017).
Конькова О.М., Яшков А.Б. Формирование компетентностной модели выпускника современного вуза по экономическим специальностям. Монография. / О.М. Конькова, А.Б. Яшков, ЯФ МЭСИ. – Ярославль: «Еще не поздно!», 2011. – 140 с.
Архипова Н.И., Орел Т.Я., Седова О.Л. Профессиональные стандарты как инструмент повышения конкурентоспособности российских предприятий // Вестник РГГУ. Серия: Экономика, управление, право. 2014. – № 3(125). – С. 9–16.
Москина А.С., Суворова Т.В. Формирование, развитие и обеспечение защиты ключевых компетенций // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. – №37. – С. 110–114.
Щенников С.А Дидактика современного бизнес-образования //Бизнес-образование: проблемы и возможности, Бизнес-образование. 2011. № 1(30). С. 86–94.
Щенников С.А., Семенова О.К. Управление знаниями: инновационная роль бизнес-образования. //Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2008. С. 23–28.
Жуковская И.Е. Инновационные аспекты совершенствования управленческих процессов в высшем учебном заведении на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий. // Открытое образование. 2016. Т. 20. № 4. С. 17–22.
Kamalova L.A., Raykova E. The Quality and Criteria of Evaluation of Educational Work at the Universities of Russia at the Contemporary Stage. IEJME – Mathematics Education. 2016. № 11 (1). P. 71–79. 20.
Simonova M.V., Ilyukhina L.A., Romantsev G.M., Zeer E.F., Khamatnurov F.T. Approaches to Monitoring of Competences and Qualifications. IEJME – Mathematics Education. 2016. № 11 (7). P. 2745–2760.
Masakure O. Education and entrepreneurship in Canada: evidence from (repeated) cross-sectional data. Education Economics. Available at: http:// dx.doi.org/10.1080/09645292.2014.891003
Teacher Education and Pedagogy. Theory, policy and practice. The Cambridge Teacher series Edited by Michael Evans Printed in the United Kingdom by Printondemand-worldwide. Peterborough, 2013. Available at: http://education. cambridge.org/media/645645/teacher_education_ and_pedagogy_theory__policy_and_practice.pdf (Accessed 16 December 2016).
Бережная М.С. Управление способностями и талантами в процессе создания креативной интеллектуальной образовательной среды. // Управленческие науки в современной России. 2014. Т. 1. № 1. С. 396–403.
Бережная М.С. Креативная интеллектуальная среда в гуманитарном образовании: основания формирования. //Педагогика искусства. 2013. № 2. С. 67–74.
Акмеология. Учебное пособие // А. Деркач, В. Зазыкин. СПб.: Питер. 2003. 256 с.
Конькова О.М., Райхлина А.В. Развитие предпринимательских компетенций молодежи как способ повышения качества кадрового резерва для предприятий региона. // Менеджмент в России и за рубежом. 2016. № 2. – С. 136–141.
Серафимович И.В. К вопросу о содействии профессионализации студентов в экономическом вузе (сетевое взаимодействие, направленность на формирование компетенций). // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 37. С. 123–130. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56796.htm.
Серафимович И.В., Базанова Г.Ю. Роль интеллектуальных и метакогнитивных особенностей для эффективной коммуникации студентов в процессе профессионализации. // European Social Science Journal. 2016. № 4. С. 507–521.
Быкова Д.С., Серафимович И.В. Содействие профессионализации: психолого-педагогический аспект в работе научного дискуссионного клуба «Talk Online». //Cовершенствование системы высшего образования: опыт и перспективы: материалы VIII Междунар. учеб.-метод. конф. / под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. С. 249–253.
 
Rights Authors who publish with this journal agree to the following terms:Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие в данном журнале, соглашаются со следующим:Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договорённости, касающиеся не-эксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге), со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).