Record Details

THREE TRENDS IN THE RESEARCH OF THE CONSUMER MARKET ON THE BASIS OF TRADE STATISTICS

Voprosy statistiki

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Title THREE TRENDS IN THE RESEARCH OF THE CONSUMER MARKET ON THE BASIS OF TRADE STATISTICS
Три направления в исследовании потребительского рынка на основе статистики торговли
 
Creator Igor Belyayevskiy ; Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)
Игорь Беляевский Константинович; Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
 
Subject рыночная экономика; торговля; розничная торговля; статистика торговли; предпринимательство; товарные ресурсы; товарозамещение; потребительский рынок; валовая добавленная стоимость (ВДС); валовой внутренний продукт (ВВП); основной капитал торговли; оплата труда; оборот; социальная и экономическая эффективность торговли; уровень жизни населения; потребление; покупательский спрос; потребительский спрос; население; социальное расслоение; коэффициент дифференциации; market economy; trade; retail trade; trade statistics; entrepreneurship; trade resources; import substitution; consumer market; gross value added (GVA); gross domestic product (GDP); basic capital of trade; remuneration of labor; turnover; social and economic effectiveness of trade; standard of living of population; consumer demand; consumption; population; social stratification; coefficient of differentiation
 
Description The article is devoted to the problems of methodology and analysis of statistical data on trading activity. Emphasis is made on the three vital for the development of economy and social life directions of trade statistics. Firstly, the rate and trends of commodity mass development are shown, the organizational structures of trade are characterized, the estimations of commodity resources from the position of food and commodity safety, as well as the possibilities of import substitution, are outlined. Changes in commodity macrostructure of turnover are considered and explained, which indirectly indicates some changes in the well-being of people. Certain trends in the correlation of large and small businesses are revealed, which, are of a negative nature, in the opinion of author. Secondly, is presented a statistical evaluation of the role and place of trade in the Russian economy. The following four statistical indicators assessing the share of trade in the social-and-economic performance are considered: gross value added; a total volume of trade capital stock; the number of trade personnel; financial and economic results of trading activities. The indicators of GVA and the profitability of sales noted a reduction in the share of trade. Therefore, there is reason to believe that a trend of some reduction of the role of trade in the Russian economy was outlined. However, a certain contradiction occurs: in terms of indicators of basic funds and labour productivity the reduction was not detected. This fact can be associated with both inertia and inflationary effects. Thirdly, the main regularities of the formation of living standard of the population under the conditions of the social stratification of consume, formed as a result of trading activity are revealed and analyzed. The article shows the development trends of turnover per capita, which is considered as a market evaluation of living standard. A characteristic in actual and comparable prices is emphasized. The territorial differences in level of trade turnover per capita are shown. The influence of some factors which caused these differences is revealed. A special attention is given to the problem of the evaluation of social stratification of population. The article is based on the author’s calculations made on the basis of the statistical data contained in the statistical handbooks and yearbooks of Rosstat and some matters of Internet.
Статья посвящена современным проблемам статистики торговли и анализу статистических данных о торговой деятельности. В ней выделены три наиболее важных для развития экономики и социальной жизни направления статистики торговли. Во-первых, на основе предложенной системы показателей описаны скорость и тенденции развития товарной массы, охарактеризованы организационные структуры торговли, приведены оценки товарных ресурсов с позиции продовольственной и товарной безопасности, а также возможностей импортозамещения. Рассмотрены сдвиги в структуре розничного товарооборота, что косвенно указывает на определенные изменения в благосостоянии населения. Выявлены некоторые тенденции изменений в соотношении крупных и малых торговых предприятий, которые, на взгляд автора, носят негативный характер. Во-вторых, дается статистическая оценка роли и места торговли в российской экономике. Рассматриваются четыре статистических показателя, оценивающих долю торговли в макроэкономике, - по валовой добавленной стоимости (ВДС); общему объему основного капитала торговли; численности торговых работников; финансово-экономическим результатам торговой деятельности. Показатели ВДС и рентабельности продаж свидетельствуют о сокращении доли торговли. Поэтому есть основания считать, что наметилась тенденция некоторого уменьшения роли торговли в российской экономике. Однако имеется определенное противоречие: по показателям основных фондов и производительности труда такое снижение не обнаружено. Это может быть связано как с инерционностью в торговой деятельности, так и с инфляционными явлениями. В-третьих, посредством статистических методов выявлены и проанализированы главные закономерности формирования уровня жизни населения с учетом социального расслоения потребителей, которые находят отражение в данных о результатах торговой деятельности. В статье показаны тенденции развития товарооборота на душу населения, которые рассматриваются в контексте подходов к рыночной оценке уровня жизни, прежде всего посредством показателей, исчисленных в фактических и постоянных (сопоставимых) ценах. Определены территориальные различия по объему товарооборота на душу населения, измерено влияние факторов, обусловивших эти различия. Особое внимание уделено проблеме оценки социального расслоения населения, основанной на социально-экономической статистике с широким использованием в расчетах данных статистики торговли. Исследование базируется на расчетах автора, выполненных на основе данных, содержащихся в статистических сборниках и справочниках Росстата, и некоторых материалах, размещенных в Интернете.
 
Publisher Information and publishing center "Statistics of Russia"
 
Date 2016-12-12
 
Type info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion

 
Format application/pdf
 
Identifier http://voprstat.elpub.ru/jour/article/view/197
 
Source Voprosy statistiki; № 3 (2015); 27-38
Вопросы статистики; № 3 (2015); 27-38
2313-6383
 
Language rus
 
Relation http://voprstat.elpub.ru/jour/article/view/197/198
Беляевский И.К. Потребительский рынок как важнейший фактор благосостояния // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 6. С. 96-105.
Беляевский И.К. Статистика в маркетинге // Вопросы статистики. 2013. № 9. С. 19-27.
Беляевский И.К. Статистика торговли: прошлое, настоящее, будущее // Вопросы статистики. 2012. № 8. С. 42-52.
Беляевский И.К. Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики рынка товаров потребительского назначения // Экономическая теория, анализ, практика (ЭТАП). 2012. № 2. С. 125-145.
Годин А.М. Статистика: Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 458 с.
Российский статистический ежегодник. 2012. Стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 786 с.
Российский статистический ежегодник. 2013. Стат. сб. / Росстат. - М., 2013. - 717 с.
Россия. 2014: стат. справочник / Росстат. - М., 2014. - 62 с.
Россия в цифрах. 2014. Крат. стат. сб. / Росстат. -М., 2014. - 558 с.
Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007. Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. -505 с.
Социальное положение и уровень жизни населения России. 2013. Стат. сб. / Росстат. - М., 2013. -327 с.
Статистика: Учебник / В.Г. Минашкин [и др.]. Под ред. В.Г. Минашкина. - М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2005. - 272 с.
Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года. URL:http://old.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/9.
Торговля в России. 2009. Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 629 с.
Торговля в России. 2011. Стат. сб. / Росстат. - М., 2011. - 519 с.
Торговля в России. 2013. Стат. сб. / Росстат. - М., 2013. - 511 с.
Центральная база статистических данных (ЦБСД) Федеральной службы государственной статистики (Росстата). URL: http://cbsd.gks.ru.
 
Rights Authors who publish with this journal agree to the following terms:Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие в данном журнале, соглашаются со следующим:Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договорённости, касающиеся не-эксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге), со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).