Record Details

STATISTICAL ANALYSIS OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION SYSTEM

Voprosy statistiki

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Title STATISTICAL ANALYSIS OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION SYSTEM
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
Creator A. Melikyan V.; National Research University Higher School of Economics
А. Меликян В.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва, Россия)
 
Subject statistical analysis; statistics of education; regional statistics; regional education system; monitoring of the effectiveness of higher education institutions
статистический анализ; статистика образования; региональная статистика; региональная система образования; мониторинг эффективности вузов
 
Description The article presents the results of the statistical analysis of the Russian higher education system. The following issues are considered: specialization and departmental affiliation of higher education institutions; size of student body in higher education institutions and its distribution by the field of education; contribution of different types of higher education institutions in teaching specialists by the fields of education; geographical location of higher education institutions and the accessibility of higher education in various regions, branches of universities and their geographical location. This study is based on the data of the monitoring of effectiveness of higher education institutions, conducted in 2015. The specific feature of this study is high representativeness of the sample - 94,7% of universities and 93,4% of universities’ branches. Characteristics of higher education institutions and branches along with information on their activities are structured and graphically tabulated. The content of the article might be of interest to researchers and analysts in the field of education, because it contains processed and aggregated quantitative data describing the higher education system as a whole and in certain regions. Extensive network of Russian higher education institutions covers 84 subjects (constituent entities) and 421 cities of the country. The majority of higher education institutions and enrolled students accounts for the European part of Russia. The main part of universities and universities’ branches is located in major cities and administrative centers. Many universities are interdisciplinary and train students in different areas of education. There are also specialized higher education intuitions - medical, art, agricultural, which are training the majority of students in the specialized fields. One-third of Russian universities have branches that are usually located in the same subject or the federal district (this is particularly the case in the Central Federal District).
В статье представлены результаты статистического анализа состояния российской системы высшего образования. Рас-смотрены следующие вопросы: специфика деятельности и ведомственная принадлежность организаций высшего образования, численность приведенного контингента студентов по организациям высшего образования и по областям образования, участие организаций высшего образования разного типа в подготовке специалистов (по областям образования), территориальное рас-положение организаций высшего образования и доступность высшего образования в различных регионах, филиалы вузов и их территориальное распределение.Исследование основано на данных Мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, про-веденного в 2015 г. Министерством образования и науки Российской Федерации. Особенностью исследования является высокая репрезентативность выборки - 94,7% вузов и 93,4% филиалов. Характеристики вузов и филиалов, данные о результатах их деятельности структурированы по разным признакам и наглядно представлены в таблицах. Результаты анализа могут быть интересны для исследователей и аналитиков в сфере образования, поскольку содержат агрегированные количественные данные, характеризующие систему высшего образования как России в целом, так и ее отдельных регионов в частности.Разветвленная сеть российских организаций высшего образования охватывает 84 субъекта и 421 город страны. Большинство организаций высшего образования и обучающихся в них студентов находится в европейской части России. Основная часть вузов и филиалов расположена в крупных городах и городах - административных центрах. Как правило, вузы осуществляют подготовку студентов сразу по нескольким областям образования. Есть и специализированные вузы - медицинские, творческие, сельскохозяйственные, в которых большинство студентов обучается по профильным специальностям. Треть российских вузов имеют филиалы, которые в основном расположены в том же субъекте или федеральном округе Российской Федерации, что и головной вуз (это особенно характерно для организаций высшего образования Центрального федерального округа).
 
Publisher Information and publishing center "Statistics of Russia"
 
Contributor

 
Date 2017-02-14
 
Type info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion


 
Format application/pdf
 
Identifier http://voprstat.elpub.ru/jour/article/view/437
 
Source Voprosy statistiki; № 1 (2017); 26-35
Вопросы статистики; № 1 (2017); 26-35
2313-6383
 
Language rus
 
Relation http://voprstat.elpub.ru/jour/article/view/437/422
Меликян А.В. Показатели мониторинга системы высшего образования в России и за рубежом // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 3. С. 58-66.
Бабурина Т.Н. Проблемы мониторинга эффективности современного российского образовательного процесса // Гражданское общество и правовое государство. 2015. № 1. С. 112-117.
Докучаев И.И. Мониторинг эффективности вузов России как радикальный метод реформы отечественного образования: политико-правовые аспекты // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2015. № 3 (23). С. 91-95.
Егоршин А.П., Гладышева И.А. Мониторинг эффективности вузов: мифы и реальность // Высшее образование сегодня. 2015. № 8. С. 2-9.
Ильинский И.М. Об эффективности мониторинга вузов // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 3-9.
Зернов В.А. Негосударственный сектор высшего образования в контексте мониторинга эффективности вузов // Высшее образование сегодня. 2014. № 9. С. 42-49.
Лагирева И.А. Оценка научно-исследовательской деятельности вузов Приморского края (по материалам Мониторинга эффективности 2014 года) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: профессиональное образование, теория и методика обучения. 2014. № 6 (59). С. 61-75.
Меликян А.В. Статистический анализ системы высшего образования в Центральном федеральном округе // Вопросы статистики. 2015. № 10. С. 39-47.
Стрелков Н.С., Торопова Н.А., Пенкин Н.П. Анализ деятельности медицинских вузов, по материалам мониторинга эффективности // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. 2016. № 1. С. 20-27.
Торопова Н.А., Пенкин Н.П. Мониторинг эффективности как механизм повышения качества образовательной среды медицинских вузов // International Scientific Review. 2016. № 3 (13). С. 103-113.
Сергеева В.В. Оценка уровня конкуренции на рынке российских вузов с использованием модифицированной модели Панзара - Росса // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 230-245.
Земцов С.П., Еремкин В.А., Баринова В.А. Факторы востребованности ведущих вузов России // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 201-233.
 
Rights Authors who publish with this journal agree to the following terms:Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие в данном журнале, соглашаются со следующим:Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договорённости, касающиеся не-эксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге), со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).