Statistical analysis of the system of higher education in the Central Federal District
Voprosy statistiki
View Archive InfoField | Value | |
Title |
Statistical analysis of the system of higher education in the Central Federal District
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ |
|
Creator |
Alisa Melikyan ; National Research University Higher School of Economics
Алиса Меликян Валерьевна; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» |
|
Subject |
мониторинг эффективности вузов; образовательная статистика; региональные системы высшего образования; образовательная политика; monitoring of the effectiveness of higher educational institutions; educational statistics; regional systems of higher education; educational policy
|
|
Description |
The article presents the results of the study, which aims to evaluate the condition of higher education system in the Central Federal District (CFD) on the basis of statistical data from the project - Monitoring the efficiency of higher educational institutions in 2014. The higher educational institutions have been arranged into groups according to various criteria: status, organizational and legal form, specialization, number of students and departmental affiliation. The article analyzes the location of higher educational institutions within the district and the distribution of the reported number of students at institutions of various types and groups of specialties (majors). According to the results of the research the majority of the state higher educational institutions in the CFD are located in major cities. Private universities and branches are mainly located in small and medium-sized cities. Approximately one third of higher educational institutions is affiliated with the Ministry of Education and Science of the Russian Federation and is attended by 59,1% of the students in the district. The proportion of non-state higher educational institutions is also considerable (43,2%); however they are attended only by 8,4% of students. Higher educational institutions affiliated with the sectoral ministries, generally offer specialties corresponding to the profile of the ministry. The most popular fields of study in the CFD are: «Economics and Management» and «Humanities»; almost half of the total number of reported students is enrolled in them.
В статье представлены результаты исследования, цель которого - на основе статистических данных Мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования за 2014 г. дать оценку состояния системы высшего образования в Центральном федеральном округе (ЦФО). Организации высшего образования были сгруппированы по разным признакам: по статусу, организационно-правовой форме, специфики деятельности, численности студентов и ведомственной принадлежности. Проанализировано размещение организаций высшего образования по территории округа и распределение приведенного контингента студентов по организациям разного типа и по укрупненным группам специальностей. Согласно результатам исследования, в ЦФО большая часть государственных вузов находится в крупных городах. В малых и средних городах в основном расположены негосударственные вузы и филиалы. Примерно треть организаций высшего образования подведомственны Министерству образования и науки РФ; в них обучается 59,1% от всего приведенного контингента студентов региона. Значительна доля негосударственных образовательных организаций (43,2%), но в них получает образование лишь 8,4% студентов. Организации, подведомственные отраслевым министерствам, как правило, ведут обучение по специальностям, соответствующим профилю министерства. Самые востребованные укрупненные группы специальностей и направлений подготовки в ЦФО - «Экономика и управление» и «Гуманитарные науки»; по ним обучается почти половина от всего приведенного контингента студентов. |
|
Publisher |
Information and publishing center "Statistics of Russia"
|
|
Date |
2016-12-12
|
|
Type |
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion — |
|
Format |
application/pdf
|
|
Identifier |
http://voprstat.elpub.ru/jour/article/view/273
|
|
Source |
Voprosy statistiki; № 10 (2015); 39-47
Вопросы статистики; № 10 (2015); 39-47 2313-6383 |
|
Language |
rus
|
|
Relation |
http://voprstat.elpub.ru/jour/article/view/273/274
Образование в Российской Федерации: 2014: стат. сборник. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - 464 с. Забатурина И.Ю., Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., озерова О.К. Развитие статистики образования в Российской Федерации // Вопросы статистики. 2010. № 12. С. 55-68. Меликян А.В. Показатели мониторинга системы высшего образования в России и за рубежом // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 3. С. 58-66. Баева О.Н. Оценка состояния системы высшего и послевузовского профессионального образования в Прибайкальском регионе на основе имеющейся информационной базы // Вестник ВСГУТУ. 2014. № 1. С. 163-171. Елсуков М.Ю., Лебедев В.В. Современное состояние системы высшего профессионального образования и модернизация экономики регионов (на примере Мурманской области) // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2012. Т. 3. Вып. 1. С. 128-139. Зернов В.А. Негосударственный сектор высшего образования в контексте мониторинга эффективности вузов // Высшее образование сегодня. 2014. № 9. С. 42-49. Ильинский И.М. Об эффективности мониторинга вузов // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 3-9. Лагирева И.А. Оценка научно-исследовательской деятельности вузов Приморского края (по материалам Мониторинга эффективности 2014 года) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: профессиональное образование, теория и методика обучения. 2014. № 6. С. 61-75. Штолер А.В., Штолер Н.Н. Научно-исследовательская деятельность вузов культуры и искусств: опыт сопоставительного анализа // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 1. С. 6-19. Бугаков В.М., Матвеев Н.Н., Черных А.С. Результаты мониторинга вузов Воронежа за 2013 год // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. 2014. № 4. С. 36-41. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Стат. сб. / Росстат. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2011. |
|
Rights |
Authors who publish with this journal agree to the following terms:Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие в данном журнале, соглашаются со следующим:Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договорённости, касающиеся не-эксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге), со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access). |
|