Natural training tools of informatics in conditions of embodied and mental approach realization
Open Education
View Archive InfoField | Value | |
Title |
Natural training tools of informatics in conditions of embodied and mental approach realization
Натурные средства обучения информатике в условиях реализации телесно-ментального подхода |
|
Creator |
Daria Barkhatova A.; Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev
Elmira Nigmatulina A.; Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev Tatyana Stepanova A.; Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev Д. Бархатова А.; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Э. Нигматулина А.; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Т. Степанова А.; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева |
|
Subject |
embodied approach;mental approach;information training;and natural training tools
телесный подход;ментальный поход;информационная подготовка;натурные средства обучения |
|
Description |
Modern processes of globalization and informatization of human activity cause the necessity of change of the educational paradigm in the field of information training of a person, focused on the formation of the strong fundamental knowledge and abilities, which are necessary for person’s information activities and self-education during all life.In connection with these requirements, it is necessary to pay attention to new approaches in education, based on achievements of cognitive science and modern pedagogic. One of such approaches is embodied and mental approach. The paper is devoted to the description of a way of realization of embodied and mental approach in training of informatics through application of the natural tools, providing the fullest and deep understanding of the educational material, and development of cognitive abilities of students.In the paper the theoretical analysis of psychology-pedagogical and methodical literature on a research subject is carried out, results are generalized, natural tools are modeled and results of their partial approbation are described. Achievement of necessary quality of education is offered due to the use of modern techniques, focused on the development of cognitive abilities and improvement of quality of the knowledge. In the conditions of information education, the combination of embodied and mental approaches will allow to acquaint students with the essence of the studied subject due to activation of motor area of the memory and the kinesthetic and visual perception channels. The instrument of realization of this idea is offered to use natural tools in informatics, what is actualized by age features of cognitive abilities of students and individual requirements to ways of perception and mastering of the material, matched according to the level of their knowledge.The research results describe the models of natural tools, developed by students and lecturers of the basic Department of Informatics and Information Technologies in Education of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. Astafyev. Partial approbation of natural tools has shown the increase of respondents’ interest in the studied subjects, activation of mental actions, and time reduction for the development of the studied informatics methods.In the conditions of realization of embodied and mental approach, natural tools will help to correct the critical deficiency in the mechanism of training of informatics, having eliminated the reason of emergence of this deficiency, ordered the received system of knowledge and restored didactically true structure of transition from touch operating to abstract. Performance of certain methods with use of these tools will allow developing students’ thinking, thereby having provided conscious understanding of a training material.The created system of students involvement to design and development of natural and didactic tools on the basis of the latest technologies and also their approbation and creation of innovative techniques of training with their use will significantly enrich the theory and practice of training of future lecturers to informatics in the field of technical education.Further work in the project and possible spheres of use of the received results are provided in the paper conclusion.
Современные процессы глобализации и информатизации человеческой деятельности вызывают необходимость смены образовательной парадигмы в области информационной подготовки личности, ориентированной на формирование прочных фундаментальных знаний и способностей, необходимых для информационной деятельности личности и самообразования в течение всей жизни. В связи с данными требованиями необходимо обратить внимание на новые подходы в обучении, основанные на достижениях когнитивной науки и современной педагогики. Одним из таких подходов является телесно-ментальный. Таким образом, работа посвящена описанию способа реализации телесно-ментального подхода в обучении информатике через применение натурных средств, обеспечивающих наиболее полное и глубокое понимание учебного материала, а также развитие когнитивных способностей учащихся.В работе проводится теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, обобщаются результаты, моделируются натурные средства обучения и описываются результаты их частичной апробации.Достижение необходимого качества образования предлагается за счет использования современных методик, ориентированных на развитие когнитивных способностей и совершенствования качества знаний. В условиях информационной подготовки комбинация телесного и ментального подходов позволит погрузить учащихся в суть изучаемого предмета за счет активизации моторной области памяти, а также кинестетических и визуальных каналов восприятия. Инструментом реализации данной идеи предлагается использовать натурные средства обучения информатике, что актуализировано возрастными особенностями когнитивных способностей учащихся, а также индивидуальными потребностями к способам восприятия и усвоения материала, подобранного в соответствии с уровнем их знаний.В качестве результатов исследования описываются модели натурных средств, разработанные студентами и преподавателями базовой кафедры информатики и информационных технологий в образовании Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Частичная апробация натурных средств обучения информатике показала повышение интереса респондентов к изучаемым темам, активизацию мыслительных процессов, уменьшение времени на освоение изучаемых методов информатики.В условиях реализации телесно-ментального подхода натурные средства обучения помогут большей частью исправить наличие критичного дефицита в механизме обучения информатики, ликвидировав саму причину появления этого дефицита, упорядочив получаемую систему знаний и восстановив дидактически верную структура перехода от сенсорного оперирования к абстрактному. Выполнение определенных методов с использованием данных средств позволит развить мышление учащихся, тем самым обеспечив осознанное понимание учебного материала. Создаваемая система вовлечения студентов к проектированию и разработке натурно-дидактических инструментов на основе новейших технологий, а также их апробация и создание инновационных методик обучения с их использованием существенно обогатит теорию и практику подготовки будущих учителей информатике в области инженерно-технического образования.В заключении работы приводятся дальнейшие планы развития проекта, а также возможные сферы использования полученных результатов. |
|
Publisher |
Plekhanov Russian University of Economics
|
|
Contributor |
—
Исследование выполнено при поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках реализации проекта №2017031301651 «Комплект натурно-дидактических средств обучения информатике и методика их применения». |
|
Date |
2017-09-04
|
|
Type |
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion — — |
|
Format |
application/pdf
|
|
Identifier |
http://openedu.rea.ru/jour/article/view/430
10.21686/1818-4243-2017-4-73-83 |
|
Source |
Open Education; № 4 (2017); 73-83
Открытое образование; № 4 (2017); 73-83 2079-5939 1818-4243 10.21686/1818-4243-2017-4 |
|
Language |
rus
|
|
Relation |
http://openedu.rea.ru/jour/article/view/430/344
Andujar C., Schiaffonati V., Schreiber F.A., Tanca L., Tedrek M., van Hee K. & van Leeuwen J. The Role and Relevance of Experimentation in Informatics. 8th European Computer Science Summit of Informatics Europe, 2013. URL: http://www.informatics-europe.org/images/documents/informatics-experimentation_2013.pdf. Степанова Т.А. Теория алгоритмического мышления: учебное пособие для магистрантов, учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей вузов. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. 72 с. Barkhatova D.A. The use of devices with remote control at megalessons of informatics. // Молодежь. Общество. Современная наука, техника и инновации. 2015. № 14. С. 277–278. Romero P., Boulay B. D., Robertson J., Good J., & Howland K. Is Embodied Interaction Beneficial When Learning Programming? In: Shumaker R. (eds.) Virtual and Mixed Reality. VMR 2009. Lecture Notes in Computer Science. 2009. Vol. 5622. Springer. Berlin. Heidelberg. P. 97–105. doi:10.1007/978-3-642-02771-0_11. Shapiro L. Embodied Cognition. New York: Routledge Press, 2011. Wilson M. Six views of embodied cognition // Psychonomic Bulletin & Review. 2002. 9(4). P. 625–636. doi: 10.3758/BF03196322. Varela F.J., Thompson E., Rosch E. The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. Cambridge: Massachucetts; London: England. The MIT Press, 1991 (7Gth printing 1999). P. 177. Алюшин А.Л., Князева Е.Н. Телесный подход в когнитивной науке // Философские науки. 2009. № 2. С. 106–125. Cartelli A. Between Tradition and Innovation in ICT and Teaching. Encyclopedia of Distance Learning. Second Edition. 2009. P. 187–193. doi: 10.4018/978-1-60566-198-8.ch026. Лебедева Т.П., Пак Н.И., Рукосуева Н.В. О сущности обучения с позиции информационно-ментального подхода. // Информация и образование: границы коммуникации. 2015. № 7(15). С. 31–33. Баженова И.В., Бабич Н., Пак Н.И. От проективно-рекурсивной технологии обучения к ментальной дидактике: монография. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. 160 с. Wilson A.D. & Golonka S. Embodied cognition is not what you think it is. Frontiers in Psychology. 2013. 4:58. doi: 10.3389/fpsyg.2013.00058. Rambusch Jana, & Ziemke Tom. The Role of Embodiment in Situated Learning. In Bruno Bara, Lawrence Barsalou, and Monica Bucciarelli (eds.), Procceeding of the 27th Annual Meeting of the Cognitive Science Society. Mahwah. NJ: Lawrence Erlbaum. 2005. 1803–1808. URL: http://csjarchive.cogsci.rpi.edu/proceedings/2005/docs/p1803.pdf. Кухтина Е.С., Сорокин А.В., Бархатова Д.А. Развитие мышления учащихся с использованием натурных дидактических средств на уроках информатики // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015. Т.2. № 11. С. 957–959. Нигматулина Э.А., Пак Н.И. Студентцентрированное обучение программированию в педагогическом вузе // Информатика и образование. 2017. № 2 (281) . С. 8–14. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. 80 с. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006. 608 с. Bandler Richard & John Grinder. The Structure of Magic II: A Book About Communication and Change. Palo Alto, CA: Science & Behavior Books. 1975. ISBN 0-8314-0049-8. Grinder M. Righting the Educational Conveyor Belt. Portland, OR: Metamorphous Press. 1991. ISBN 1555520367, 9781555520366. Любимов А.С. Мастерство коммуникации. М.: Просвещение, 2008. 64 с. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Рагулина М.И. и др. Теория и методика обучения информатике: учебник под ред. М.П. Лапчика. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 592 с. Vitkute-Adzgauskiene D., Vidziunas A. Problems in Choosing Tools and Methods for Teaching Programming Informatics in Education. Informatics in education. 2012. Vol. 11. № 2. P. 271–282. Вопнерук Е.А., Зайкова А.С., Ильичева А.С. Взаимосвязь обучаемости с ведущей репрезентативной системой. // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 5. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. С. 47–60. URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/4005 Плигин А., Герасимов А. Исследование закономерностей развития репрезентативных систем школьников. // Центр НЛП в образовании. 1996. № 1. URL: https://www.nlpcenter.ru/index.php?sid=224&did=1059 |
|
Rights |
Authors who publish with this journal agree to the following terms:Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие в данном журнале, соглашаются со следующим:Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договорённости, касающиеся не-эксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге), со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access). |
|